В России создадут собственную систему краш-тестов
Определять степень безопасности автомобилей при различного рода столкновениях и повреждениях планируют по собственной уникальной методике. Предполагается, что она будет учитывать особенности российской ситуации на дорогах. Это сделает ее наиболее адекватно отражающей фактическую ситуацию с безопасностью автомобилей в сравнении с зарубежными системами оценки.
Текущая ситуация в тестировании
- Зачем нужна собственная методика
- Инициаторы идеи
- Сроки реализации проекта
- Методика испытаний
- Порядок применения новой методики
- Сложности в реализации
На данный момент большинство автомобилей, которые поступают в продажу в России, включая те, которые собираются на территории страны, проходят проверку безопасности по методике Euro NCAP (ENCAP). Она имеет определенные стандарты, при которых автомобиль производит столкновение с препятствием. Так, ключевым испытанием в рамках этого стандарта являются лобовое столкновение на скорости 64 км/ч, при котором предусматривается так называемое перекрытие в размере 40%. Это означает, что передняя часть автомобиля контактирует с препятствием почти половиной своей площади.
Одновременно с этим тестом в мире на сегодняшний день применяются и другие: например, методика, предлагаемая ООН, предусматривает более низкую скорость столкновения – только 56 километров в час. А условия, используемые в США, напротив, жестче: в этой стране превалирующим является тест, в рамках которого процент перекрытия составляет лишь 25%. На практике это означает, что передняя часть машины хуже держит удар, а потому повреждения распространяются на корпус и внутреннюю часть салона.
Зачем нужна собственная методика
Таким образом, одной из основных причин, которую эксперты называют основанием для начала работы над формированием собственной методики тестирования, являются недостаточно жесткие требования к безопасности. Кроме того, для обеспечения более адекватной оценки степени безопасности конкретного автомобиля необходимо учитывать российские особенности, в том числе:
- действующий скоростной режим;
- превалирующий стиль вождения;
- климатические характеристики местности, которые достаточно существенно различаются в разных регионах;
- Другие факторы.
С учетом эти условий была сформирована идея о российской методике проведения краш-тестов.
Инициаторы идеи
Инициаторами идеи, а также сторонами, которые предположительно будут принимать участие в ее практической разработке, стали четыре организации:
- издание «Авторевю», редакция которого посвятила большое количество времени изучению действующих методик выполнения краш-тестов за рубежом. Кроме того, «Авторевю» имеет опыт самостоятельного проведения таких процедур в российских условиях с некоторыми автомобилями;
- специализированный центр проведения испытаний НАМИ, на базе которого будут проводиться испытания с использованием имеющихся мощностей;
- Московский автодорожный институт (МАДИ), который будет заниматься теоретической стороной вопроса, например, рассчитывать возможные нагрузки и реакцию конструкции автомобиля на них;
- Росстандарт, которому планируется передать функцию осуществления контроля за ходом испытаний.
Однако для выполнения запланированного потребуется также государственное участие в форме финансирования разработки концепции с использованием имеющейся исследовательской базы. Также определенные финансовые вливания понадобятся, чтобы привести имеющуюся материальную базу НАМИ в соответствие с принятой методикой.
Сроки реализации проекта
Пока конкретные временные рамки, которые будут применяться при его реализации, не определены. Различные эксперты называют разные сроки – от двух до трех-пяти лет. Однако заметно, что во всех случаях временной горизонт внедрения системы вполне реалистичен. Фактически это означает, что уже через несколько лет российские автомобили смогут получать документы, подтверждающие прохождение проверки по отечественным стандартам.
Методика испытаний
Состав методики испытаний по российской системе также еще пока находится в стадии разработки. Разумеется, подчеркивает руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, в процессе создания RuNCAP - такое предварительное названием получила эта система – будет изучен опыт всех передовых мировых стандартов. Предполагается, что за основу будет взят стандарт ENCAP, поскольку он, пожалуй, на сегодняшний день является самой проработанной системой, учитывающей особенности основных видов столкновений.
Тем не менее, уже сегодня становится понятно, что российская методика должна включать в себя более широкий спектр проверок, чем основные зарубежные стандарты. Это связано с высокой вариативностью сценариев столкновения, которые имеют место на российских дорогах. Так, отмечает Алексей Абрамов, одним из основных ее компонентов станет воссоздание лобового столкновения, которое присутствует во всех европейских системах. Однако оно в обязательном порядке будет дополнено такими видами как боковой удар о препятствие и, возможно, удар прицепом грузового автомобиля либо иными видами ударов. Кроме того, на данный момент рассматривается вопрос о применении будущей российской системы не только к частным автомобилям различных весовых категорий, но и к общественному транспорту.
Будет также дополнена и модифицирована сама процедура проведения испытаний. Не исключено, что натурная система, в рамках которой ситуации столкновений имитируются физически, будет дополнена цифровыми проверками. При этом предполагается, что требования по скорости и площади перекрытия будут ужесточены по сравнению с базовой методикой ENCAP: скорость, скорее всего, будет превышать установленные 64 км/ч, а площадь перекрытия может составить 30-35% вместо 40%. В целях более четкого контроля поведения основных конструкций машины в момент контакта с препятствием рассматривается также вопрос о введении недеформируемого препятствия в процесс испытаний.
Порядок применения новой методики
Таким образом, по самым оптимистичным прогнозам первая версия российской системы краш-тестов может быть представлена рынку в конце 2020 – начале 2021 года. При этом обязательным условием такого развития событий является государственное софинансирование проекта: в противном случае его реализация может затянуться еще на несколько лет.
Однако даже привлечение государственных средств позволит решить лишь задачу обеспечения функционирования системы необходимым методическим сопровождением и материальной базой для проведения тестирования. Вместе с тем, предоставление автомобилей для проведения тестов, по всей видимости, останется за производителями. Инициаторы проекта пока не рассматривают возможность введения обязательного характера прохождения краш-тестов по российской методике на государственном уровне. Очевидно, в первые несколько лет участие в ней будет добровольным.
Вместе с тем, авторы проекта RuNCAP надеются, что благодаря более жестким требованиям к безопасности система быстро завоюет лояльность покупателей автомобилей. Это, в свою очередь, приведет к тому, что производители сами будут заинтересованы в получении российской документации о прохождении проверки. В случае достижения этой цели можно будет рассмотреть вопрос о придании такому тесту обязательного статуса, полагают специалисты.
Сложности в реализации
Независимые эксперты, однако, придерживаются более осторожной оценки перспектив проекта. Так, на период становления этой системы производители, очевидно, в основной массе будут по-прежнему проходить базовые европейские тесты. Поэтому проверка по российским стандартам станет для них дополнительной финансовой нагрузкой, на которую пойдут не все автоконцерны. Если же со временем проверка автомобилей по российской методике приобретет обязательный статус, и таких расходов станет невозможно избежать, они неизбежно будут закладываться в цену автомобиля, что приведет к повышению стоимости готовой продукции. Пока трудно предсказать, как на это отреагируют потребители, однако вполне вероятно, что это приведет к сокращению спроса или его частичному перемещению в более бюджетный сегмент. Кроме того, предупреждают специалисты, не исключен и сценарий, при котором некоторые производители вынуждены будут вовсе уйти с российского рынка.
1121